Показать сообщение отдельно
Старый 20.08.2014, 12:30   #72
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 15,996
Сказал(а) спасибо: 9,924
Поблагодарили 23,396 раз(а) в 10,098 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

СЕМЕЙНАЯ КАЗАЧЬЯ ДИНАСТИЯ
Александр Терентьевич Штыка, атаман общества Луганских донских казаков, советник Верховного атамана Союза казаков Украины.


В Бурыни Александр окончил школу, пошёл в армию и в 1966 поступил в Сумское артиллерийское среднее училище, которое окончил в 1969 году и в звании лейтенанта оказался в армии. Служил и командиром взвода и начальником разведки, работал в комсомоле, последние годы зрелого возраста был политруком(по окончании курсов политработников во Львове). Естественно, рост по служебной лестнице был возможен только при наличии партийного билета члена Компартии, кроме того – был энергичен, подвижен, сметлив и пользовался уважением окружающих. Поскольку является человеком с психологической культурой, разумно управляющим эмоциями и со здравым смыслом, гуманистические нормы поведения и взаимоотношений с другими вывели в число заметных как военнослужащего и организатора. Оттого- то и предложили в партию вступить и в политруки вышел. Так и дошёл до парторга, замполита по воспитательной работе воинской части в Луганске.



СЕМЕЙНАЯ КАЗАЧЬЯ ДИНАСТИЯ

ЗА НАРОД, ЗА РОДИНУ, ЗА ВЕРУ- МЫ ГРЯНЕМ ГРОМКОЕ «УРА!»
« Пришли казаки с Дону, да прогнали ляхов к дому! »
Казак или козак- войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, лёгкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более известны черноморские пластуны. Вообще, казак числится малолетком от 17 до 20 лет; служащим или служилым до 50 или 55- ти; потом ещё 5 лет домоседным , а затем отставным.... По занимаемым землям, единству управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско, под началом атамана : Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское, Терское, Кубанское и другие.( В. И. Даль – Казак Луганский).

Штыка Александр Терентьевич, также казак луганский, ныне- атаман Луганских донских казаков. Его родословная связана с Кубанью, его деды и прадеды – исконные казаки с Кубани, выселились с Батуринского коша на Гетьманщину(сейчас это –станица Батуринская на Кубани). Атаман по фамилии Лут в 1741 году вышел на Кубань со своими сослуживцами- казаками, основал станицу Батуринскую, где и жили они и служили во славу Отечества и в его защиту…
Шло время, в России происходили всем известные исторические события, которые вели к серьёзной миграции населения. Вот и дед нашего героя- Сердюк Алексей Васильевич, не имевший, сначала никакого отношения к казакам, в 1907 году приехал в Армавир, к своему дяде, устроившись на работу на железную дорогу. Отец его будущей жены, атаман станицы Батуринской, Никифор Лут(как видим - прямой потомок атаманов Лутов, основателей и станицы и династии казаков), забрал будущего зятя к себе в станицу писарчуком(писарем, значит), не подозревая того, что тот вскоре женится на Соломее Никифоровне. После чего Алексей Сердюк и был «повёрстан» в казаки. В 1909 году он пошёл служить в 12- й отдельный казачий дивизион пограничной стражи кубанского казачьего войска, стоявший в Кракове, где и находился на защите рубежей Отечества до начала первой мировой войны в чине подхорунжего. Война началась, воевал, в 1915 году, согласно приказа Верховного Главнокомандующего русскими войсками на российско - германском фронте о создании пластунских подразделений в конных казачьих полках Войска Донского, был назначен помощником командира сотни в 12- й Донской казачий полк. Сражался самоотверженно за «Царя, за Родину, за Веру», почему и был награждён тремя Георгиевскими Крестами и двумя медалями. В 1916 году был там ранен, по представлению командования направлен в Царское село на курсы прапорщиков, которые и закончил в 1917 году. Но, так и не получил офицерского чина, вернувшись в свою часть кем и был- подхорунжим, так как всё сметающая сила Великой Октябрьской революции «вымела» и его, казака и из Царского села и с фронта на Кубань. Где, как известно, также происходили боевые действия, в которых казаки принимали самое деятельное участие. В бою с «красными» был тяжело ранен, ведь все, практически, казаки верой и правдой служили Царю и Отечеству, приняв единожды воинскую присягу и выполняя её до конца своей жизни. Таковы они были и есть, казаки - люди не только слова, но и чести и доблести!
В 1919 году на Кубани победившие начали активное «раскулачивание» и «расказачивание», отчего бывший подхорунжий А.Сердюк вместе с семьёй уехал на исконную родину- на Сумщину, где в своём казачьем прошлом не исповедывался. Бывший фронтовик(три Георгиевских креста и две медали- солдатские награды всегда ценились как награды за мужество) был односельчанами избран председателем сельского совета, служил исправно народу до конца жизни, так и не признавшись никому, даже последующим своим потомкам в принадлежности к казачьему сословию. Служил и тогда, когда началась Великая Отечественная война, в 1941 году вместе со своей старшей дочерью Парасковьей гнал скот от фашистов в Саратов, Сызрань, Самару, исполнив свой гражданский долг. В это время жена его вместе с дочерьми (дочь средняя, Мария Алексеевна- будущая мама нашего героя- Александра Терентьевича Штыка) и меньшая дочь(его тётя)- Евдокия, были в Ташкенте, вплоть до освобождения Украины от немецко- фашистских захватчиков, то есть, до 1943 года. Вернувшись домой(хутор Скороходов Сумской области), и Мария Алексеевна и Евдокия, были призваны в ряды Советской Армии(после окончания курсов радисток). Обе стали участницами Великой Отечественной войны, тётка Евдокия служила в штабе армии, мама- в 247-м отдельном артиллерийском противотанковом полку Прибалтийского фронта(участвовала во взятии Кенигсберга ) и после разгрома Курляндской группировки немцев в 1945 году была «переброшена» в Манчжурию, где война ещё продолжалась...Будучи в Действующей Армии, принимала участие в разгроме милитаристской Японии.
А дальше были мирные будни. Ещё до начала войны мама Александра Штыка(Мария) училась в Нежинском педагогическом институте, закончить который удалось уже после её окончания. Потом она(это будет позже, в 1946 году) выходит замуж за фронтовика - Терентия Штыка(будущий отец Александра), командира танкового взвода, потом роты, который воевал в Румынии. Там тяжело заболел туберкулёзом, лечился в госпитале, но службу не бросил и закончил войну командиром трофейной роты в звании старшего лейтенанта, уже в Манчжурии(воевал он и в Финскую кампанию. Случилось так, что первая его жена - Марфа погибла в 1942 году, о чём он и не знал. По окончании войны в 1946 году приехал Терентий к родичам своей пропавшей, как он полагал, жены Марфы, где и узнал о её гибели. Тогда- то дед нашего будущего атамана Луганского- Александра Штыка, - Алексей Сердюк, бывший подхорунжий Войска Кубанского, верой и правдой служивший Царю и Отечеству, потом – бывший, как сказано, председателем сельсовета, заслуживший уважение и признание односельчан, проявивший себя гражданином страны и её патриотом, «отдал» уже вторую дочь- Марию за зятя(бывшего мужа старшей дочери Марфы, как помним, погибшей во время войны). Родом Терентий был из Ромнов(его же отец был в драгунском полку ветеринаром). Вот такая приключалась эпопея, в результате которой появился на свет нынешний казак – Александр Терентьевич Штыка.
Но, узнал он о своём примечательном прошлом далеко не сразу. Как уже было сказано, никто не «афишировал» казачью родословную этой семьи, как и других семей казаков, но, «как ни верти», а происходила она от основателей казачества на Кубани – атаманов по фамилии Лут из станицы Батуринской. Об этом Александру Терентьевичу стало известно не сразу.....
В 1953 году семья уехала в Сибирь, на поднятие целинных и залежных земель(жили на станции Зима Иркутской области), где мать работала учительницей, отец - шофёром, потом он преподавал труд в той же школе. Но, вот у отца в Сумской области, Бурынском районе, селе Успенка умерла мать, братья пригласили вернуться домой, что и сделали в 1962 году. В Бурыни Александр окончил школу, пошёл в армию и в 1966 поступил в Сумское артиллерийское среднее училище, которое окончил в 1969 году и в звании лейтенанта оказался в армии. Служил и командиром взвода и начальником разведки, работал в комсомоле, последние годы зрелого возраста был политруком(по окончании курсов политработников во Львове). Естественно, рост по служебной лестнице был возможен только при наличии партийного билета члена Компартии, кроме того – был энергичен, подвижен, сметлив и пользовался уважением окружающих. Поскольку является человеком с психологической культурой, разумно управляющим эмоциями и со здравым смыслом, гуманистические нормы поведения и взаимоотношений с другими вывели в число заметных как военнослужащего и организатора. Оттого- то и предложили в партию вступить и в политруки вышел. Так и дошёл до парторга, замполита по воспитательной работе воинской части в Луганске.
Как сказано, являясь носителем разумной организации жизни, обладал и обладает рядом жизненных принципов. Принципом номер один является его перспективность, что подразумевает наличие жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, А.Штыка определяет те ориентиры, стремясь к которым наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, фактически отвечает себе на вопрос, ради чего он живёт.
Конкретное содержание цели у каждого может быть различным, что зависит и от возрастного этапа жизненного пути, от личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентаций. Его жизненной целью явилось и является самоутверждение в казачестве, принадлежность к которому ощущал, фактически, с самого начала жизни.
Да, но как узнал Александр Штыка о своей причастности к казачьему роду? – Полагаем, сыграла свою роль элементарная наследственность, «голос крови», как говорится. Ведь с самого раннего детства тянуло и фуражку набекрень одеть, как это делают казаки(потому и «кликуха» в детстве и в армии была- «казак»). А ещё помнил деда, который носил серую «косоворотку» под пояс, чёрные брюки, папаху, «гармошкой» сапоги хромовые и за голенищем нагайку казацкую. Тот- то и научил на лошади ездить, лупил, как «сидорову козу», когда заслуживал или не проявлял должного старанья к обучению, приговаривая: «Какой- же ты, чёрта, казак, коль на коне ездить не умеешь?!». Одним словом, такого рода «подпитка» заложенных генов казачества привела к тому, что просто тянуло Александра к изучению истории, прежде всего, казачества. Много читал, особенно литературу о казаках, «Тихий Дон» в школе перечитывал неоднократно и в зрелом возрасте также много раз. Практически, это его настольная книга. «О казаках написано немало. Читал и Бирюка, и Серафимовича, и Фёдорова, и других авторов. Но, так, как это сделал М.Шолохов- неповторимо!»,- говорит А.Штыка.
А, дальше было так. Служил в Луганске, в зенитно- ракетном полку, в Камброде. В лагерях в Александровке, подчинённый - капитан Николай Трифонов, родом из Екатеринодара(Краснодара, значит), привёз журнал под названием «Станичник» 1919 года издания. Там были приведены фамилии казачьих атаманов, которые с Запорожской Сечи выводили казаков на Кубань в 1741- 1793 годах( ещё при атаманах Головатом и Белом, вошедших в историю Запорожской Сечи). И вдруг обнаружил четыре фамилии атаманов Лутов- Кондратий, Никифор и ещё двоих(имена уже не помнит). Сразу- как молния: а девичья фамилия бабушки- то Лут. Поехал к матери в Сумскую область, к тётке Евдокии, где и выяснил, что они из казаков, что дед был большим человеком среди казаков, что говорить об этом просто боялись-«само слово –казак, было запрещено!». Достала тётка и фотографию 1916 года, где дед в полной казачьей форме того, казачьего 12- го Донского конного казачьего полка, который формировался в станице Вёшенской(впоследствии нёс службу в должности помощника командира сотни в составе этого полка на Польской границе, где и происходили военные баталии, принимал участие в Брусиловском прорыве в составе 5-й армии- не зря- же получил три Георгиевских Креста и две медали!). Кстати, такие боевые награды давались за большие заслуги . Справка: «Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия разделялся на четыре степени. Первая степень имела три знака – крест, звезду и ленту. Георгиевская лента состояла из трёх чёрных и двух оранжевых полос, и носили её через правое плечо под мундиром. В середине золотой четырёхугольной звезды, на золотом или жёлтом поле, располагался вензель Святого Георгия, а вокруг него на чёрном поле надпись: «За службу и храбрость». Вторая степень ордена тоже имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. К третьей степени ордена относился крест меньшего размера, который носили на шее. К четвёртой степени ордена относился малый крест, который носили в петлице.
Первым кавалером ордена Святого Георгия 1 степени стал полководец П.А.Румянцев(русско- турецкая война 1768- 1774 годов). Четвёртая степень ордена Святого Георгия стала наградой для нижних военных чинов. Крест, возлагавшийся на офицера, выслужившегося из солдат( а таких в ХУ111 веке было немало) делал его потомственным дворянином и передавал это достоинство его детям. Орден Святого Георгия полагалось носить всегда –и на мундире и на партикулярном платье. Уважение к этой награде было очень велико- стоило Георгиевскому кавалеру, пусть даже человеку небогатому и незнатному войти в любое собрание, как все присутствующие вставали перед ним, ибо знали, как «добывался» этот маленький, покрытый белой эмалью крестик.
Это была очень высокая награда, по значимости своей он шёл сразу- же за орденом Андрея Первозванного. За всё время существования Российской империи только четыре генерал- фельдмаршала удостоились высокой военной награды – ордена Святого Георгия всех четырёх степеней- М.И.Кутузов, М.Б.Барклай- де- Толи, И.И.Дибич и И.Ф.Паскевич.
В 1807 году император Александр 1 прибавил к офицерскому ордену Святого Георгия Знак отличия Военного ордена- серебряный крест на Георгиевской ленте, учреждённый для награждения нижних чинов за храбрость и во «изъявление особенной Императорской милости к воинству и в вящее доказательство Нашего внимания к заслугам оного, искони ознаменованного во всех случаях великими подвигами любви к Отечеству, верности к Государю, ревности к службе и неустрашимой храбрости». Знаки отличия приобретались только на поле сражений и число их не было ограниченным. Награжденные Знаком отличия исключались из податного сословия, их освобождали от телесных наказаний, им выдавалось дополнительное жалование. По статусу Знак отличия не являлся Георгиевским Крестом, однако в народе его сразу- же стали называть Георгиевским(Егорьевским), а после 1813 года, когда Знак отличия был официально переименован в Георгиевский Крест, награждённых им стали называть Георгиевскими кавалерами. Знак отличия получили 6783 русских воина, отважно сражавшихся в Отечественную войну 1812 года. После Октябрьской революции были упразднены все царские ордена и медали. Однако, ещё и легендарные герои Гражданской войны награждались Георгиевскими Крестами и медалями: например, полным Георгиевским кавалером(четыре Георгиевских креста и четыре медали) был С.М.Будённый- командарм Первой Конной армии».

В 1985 году Александр Штыка заочно закончил Уральский государственный университет, исторический факультет(тянуло- то к истории). Писал курсовые работы о казаках- о Ермаке, уральском казачестве, участии казачества в Гражданской войне- всё, конечно, с точки зрения советской истории. Потому, когда начал работать в солдатской библиотеке в военном городке после демобилизации из армии, начал «копаться» в книгах, собирая «по крупицам» информацию о казачестве, в основном, попадалась, конечно- Донского. Одновременно стал предпринимать попытки возрождения своего казачьего сословия. Было это не так и просто. Помог первый товарищ Луганского городского атамана Ю.Г.Рыжов, который заказывал Александру заготовки, матрицы казацких крестов, как человеку, который владеет способностями рисования. С его «подачи» Александр Штыка доказал своё казачье начало, был принят как потомственный казак, с испытательным сроком один месяц, согласно Устава донских казаков. Вообще- то, «казаком можно быть потомственно, но можно им и стать( с испытательным сроком в течение года), если духа казачьего и выполняешь все заповеди казачьи и Устав»- говорит А.Штыка. Таким образом полковник А.Штыка стал походным атаманом(также полковник) у Луганских казаков. В 2005 году был избран атаманом общества донских казаков города Луганска, в котором состоят только потомки казаков(пришлых нет), у которых деды и прадеды и были казаками по родословной.
Что- же это за общество такое- Луганские донские казаки? Основа казачества – православие, казаки призваны исстари защищать православную каноническую веру. Оттого- то и занимается общество просветительной деятельностью, воспитанием молодёжи в духе патриотизма и верности Вере и Отечеству. Для этого есть и музей в станице Луганской(казачья Донская станица для всех одна- Луганская, существует с 1672 года и земли здесь Луганские, общество же города Луганска является частью станицы, входит в её структуру, это надо запомнить!). Имеется также клуб военно-исторической реконструкции «Дон», которым руководит первый товарищ атамана В.П.Черепахин. В станице Луганской свой атаман, можно сказать, верховный для земель Луганских- это Кудаев А.М., бывший директор музея, известный человек. Среди Донских казаков есть и Терские, Уральские, Кубанские, одним словом- все казаки бывшей Российской империи, всего в станице 37 хуторов, в которых живут Донские казаки. Есть ещё Донская станица Трёхизбенская, где окружной атаман И.Сотников.
У атамана Александра Штыка по Регламенту есть два заместителя- называются они «товарищи атамана»- один по строевой и боевой подготовке, другой- по кадрам. Поскольку казаки всегда были военизированными формированиями, форма их одежды- военная казачья, с погонами, что было утверждено ещё Императорским уложением 1916 года для Всевеликого войска Донского и одобрено Большим казачьим Кругом Союза казаков России и зарубежья, проходившем в Москве. Национальная казачья одежда- это мундир с погонами, брюки с лампасами, сапоги и нагайки. В боевой подготовке казаков превалирует изучение чисто военной тактики казачьих конных и пластунских войск императорской армии(в историческом аспекте) и при проведении сборов и других казачьих мероприятий имеются казачьи шашки( шашка- в переводе чеченского- «длинный нож»). С 1828 года сабли, которыми ранее были вооружены казаки, были отменены и введены более лёгкие шашки( вес их – 900 граммов), удобные для ведения рукопашного боя с лошади. А лошади? – Все казаки умеют ездить на лошадях, для этого занимались в конно- спортивной школе, джигитов, так сказать. Основой, регламентирующей жизнь Общества является Казачий Круг, который проводится один раз в год в Станице- Луганской(проводятся сходы казаков и в Луганске), где решаются проблемные вопросы. Какие?- Издание, к примеру, собственной газеты(нужны средства), являясь соучредителями Союза казачьих организаций Украины(штаб находится в Шахтёрске, Верховный атаман Союза казаков генерал- полковник Н.Н.Коваленко), нуждаются в освещении своей программы, позиций в современных условиях. В том числе и в период выборов. Кстати, специальным Указом Верховный атаман Союза казаков Украины назначил А.Штыка военным советником по Донскому и Кубанскому казачьим войскам с присвоением чина генерал- майор.
В общем- то, общество Луганских Донских казаков- это общественно- патриотическая военизированная организация, осуществляющая свою работу во имя: Отчизны, морали, справедливости и воспитания нравственности и чувства долга перед Родиной у молодёжи, прежде всего. На казачьих традициях, культуре и православной морали.– За счёт каких средств- только личных, никаких «спонсоров», толстосумов и иже с ними!- Отсюда и все те мероприятия, которые проводятся в Станице Луганской- областные фестивали казачьей культуры и творчества «Любо» в 2003 и 2006 годах, переросшие в международные, где выступает собственный ансамбль «Дон»(художественный руководитель Денис Оголев), проведение концертов. Семейный ансамбль «Дикое поле»(руководитель Ольга Костырина), ансамбль «Воля»(руководитель Ивановский), ещё ряд самодеятельных коллективов, в которых выступает молодёжь, являющаяся потомственными казаками, детский коллектив 2-й Успенской школы Лутугинского района «Скворушка» и ансамбль «Калына». Эти ансамбли, как подшефные, А.Штыка возил в станицу Вёшенскую на фестиваль «Шолоховская весна», где они стали дипломантами, представлявшие казаков Луганщины.
А, что же украинские казаки? –Есть такая категория населения Украины, которой есть чем гордиться- традициями, вкладом в развитие национальной культуры, искусства, исторической ролью своей в становлении и развитии государственности, семьи и общества, в целом. У донских казаков полное с украинскими разумение : «кто есть кто» и «кто есть где». Так, найдено полное взаимопонимание в том, что «за Донцом»- исконные донские земли, что Станица- Луганская есть средоточие, центр казачества донского как область Войска Донского. Дружба с украинскими казаками – есть суть политики развития казачьего движения.
Александр Штыка- человек семейный и твёрдых моральных устоев, жена- бывший бухгалтер, сейчас на пенсии. Сын Дмитрий - художник(жена его врач - терапевт), дочь меньшая замужем, живёт и работает по аудиту за рубежом. И она и сын- самые настоящие казаки! То есть, за кордоном имеем мы, оказывается, своих, - казаков! Из увлечений атамана Луганского можно отметить страсть к истории(прочитал массу книг этого направления), живописи- пишет пейзажи, натюрморты, занимался оформительской работой, имеет две рукописи о рыбалке: «Рыбалка- любовь моя» и «Хроника Малого и Тихого Дона»(сборник стихов о казаках, чисто историческая монография).
Одним словом, перед нами семейная казацкая династия, представшая в веках, ярким представителем которой является Александр Терентьевич Штыка, атаман общества Луганских донских казаков, советник Верховного атамана Союза казаков Украины.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо: