Форум выпускников Сумского ВАКУ

Вернуться   Форум выпускников Сумского ВАКУ > Воспоминания и книги. > Книги об училище

Важная информация

Книги об училище Юбилейные и другие издания

Ответ
 
Опции темы
Старый 04.02.2010, 13:03   #1
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию Книга: Сумское артиллерийское в сердце навсегда

Выкладываю некоторые воспоминания ветеранов СВАКДКУ о службе в училище.
В настоящее время редколлегия собирает материал в будущую книгу, воспоминания ветеранов. Кто захочет написать воспоминания, просьба отправлять мне или вставлять в эту страничку.


Книга: Сумское артиллерийское в сердце навсегда

http://svaku.ru/forum/showthread.php?t=1673

Распространено 3 издания книги – 1 тыс. экземпляров.
2.07.2014 года.Книга выложена в файловом архиве.

http://svaku.ru/forum/downloads.php?do=file&id=368

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 02.07.2014 в 18:44.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
14 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 04.02.2010, 13:04   #2
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Мои воспоминания о Сумском высшем артиллерийском командном дважды Краснознамённом училище имени М. В. Фрунзе.

В Сумы я приехал в июле 1964 года на должность командира дивизиона курсантов.
В июле 1965 года я был назначен начальником цикла военной топографии и артиллерийской разведки училища.
Цикл образовался из отдельной дисциплины – военная топография и артиллерийская разведка, входящей в состав цикла артиллерийской стрельбы. Представляли эту дисциплину на цикле стрельбы старшие преподаватели, подполковники: Соломко Г. И. и Бессмертный И. А., преподаватели, майоры: Алексеенко М. Д. и Лебедев Г. А.
Вот с этим составом мы и начали готовить новый 1965-66-й учебный год. База нам досталась очень слабенькая – всего 3 небольших класса, комната для хранения приборов и лаборатория.
Начальником лаборатории был ст. л-т Конончук А. И. (ныне подполковник в отставке). Оборудование классов было крайне примитивным. Приборы разведки – ПАБ-2А (перископическая артиллерийская буссоль 2 образца с азимутальной насадкой).
Вычислительные приборы – арифмометр «Феликс» и логарифмическая линейка.
На цикле был один старенький топопривязчик ТМТ, 2 дальномера ДС-0,9 (дальномер стереоскопический, с базой 90 см).
Поле деятельности для рационализаторской работы, направленной на создание и совершенствование учебно-материальной базы было очень большое.
Нам предстояло оборудовать имеющиеся 3 класса так, чтобы они отвечали программе обучения курсантов. В результате проявленного трудолюбия, усилия и усердия, проявленныест. преподавателем подполковником Бессмертным И. А., в классе военной топографии было оборудовано вращающееся «Звёздное небо», облегчающее и обеспечивающее успешное обучение курсантов ориентированию.
Подполковник Бессмертный И. А. сам был активным рационализатором, но, кроме того, он умело вовлекал в рационализаторскую работу курсантов.
Курсанты, активно участвующие в рационализаторской работе успешнее других осваивали изучаемый предмет.
Старший преподаватель подполковник Соломко Г. И. организовал и возглавил работу по работе и изготовлению тренажера-топопривязчика. Тренажер установили в классе топографии – классе 41.
На этом тренажере курсанты отрабатывали вопросы навигационной аппаратуры к работе, определение координат начальной точки, имитацию движения топопривязчика, определение координат привязываемой точки.
Силами лаборатории цикла с привлечением к этой работе курсантов были изготовлены контролирующие машинки. Эти машинки эффективно использовались при проведении контрольных работ по решению топогеодезических задач.
Все 3 класса были оборудованы стендами, содержащими программный учебный материал. Стенды эти способствовали усвоению учебных вопросов курсантами. Шло время. Работу коллектива цикла оценивали комиссии, начальники. Цикл военной топографии и артиллерийской разведки постоянно получал положительные оценки.
Цикл рос и численно. В училище для прохождения дальнейшей службы прибыли офицеры, преподавателями были назначены на цикл:
подполковник Сидорин В. П., майор Клапатый М. П., майор Степанов А. С., майор Новиков Ю. П., капитан Кацман А. И.
В июле 1968 года приказом Министра Обороны СССР и директивой Генерального штаба наше училище было переименовано в Сумское высшее артиллерийское командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе.
Изменились штаты, увеличился объем работы. Суть этих изменений состояла в переходе на вузовские учебные программы и планы.
Главной их целью было обеспечение качественной подготовки будущих офицеров, способных успешно осуществить руководство подчиненными, грамотную эксплуатацию техники, приборов и высокое идейно-политическое воспитание солдат и сержантов.
Основными учебно-методическими подразделениями училища стали кафедры, на которых сосредотачивается учебная, методическая и научно-исследовательская работа по подготовке научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, как преподавателей и воспитателей.
Видное место в подготовке офицеров-артиллеристов в училище занимала кафедра военной топографии и артиллерийской разведки. На кафедре постоянно велся поиск новых, более совершенных форм и методов обучения курсантов. Об эффективности этой работы на кафедре, о росте профессионализма преподавателей говорят достигнутые результаты. За время, прошедшее после 1968 года, по оснащению и задачам кафедры вышла на уровень военно-технических кафедр. В сжатые сроки коллектив кафедры военной топографии и артиллерийской разведки в совершенстве овладел сложной техникой и оказывал практическую помощь в ее освоении офицерам не только училища, но и войсковых частей. Начальник кафедры полковник Захаров П. А. разработал и издал в значительном тираже учебное пособие для служебного пользования «Подготовка аппаратуры машин управления комплекса 1В12 к работе и их боевому использованию».
Обучать курсантов приемам работы на приборах в самой машине из-за тесноты и недоступности к приборам очень сложно, почти невозможно.
Для успешного обучения курсантов нужна хорошая учебно-материальная база. Кафедра к этому времени имела уже 7 классов и хранилище для штатных (кафедральных) машин управления:
- 1В13 – машина старшего офицера батареи;
- 1В14 – машина управления командира батареи;
- двух топопривизчиков на базе УАЗ, ПРП-3 – подвижный разведывательный пункт третьего образца.
Много инициативы и усилий в создании и совершенствовании учебно-материальной базы кафедра проявили: начальник лаборатории кафедры капитан Тимченко В. И. (ныне полковник запаса, уволен из армии с должности зам. начальника кафедры), подполковник Мойсенко Н. А. (умер в 2004 году), полковник Клапатый М. П., подполковник Суховерхов Н. И., прапорщики: Варавва В. С., Безбабий Е. П., Проценко В. Н.
Тренажеры и электрофицированные стенды, карты-доски, действующие макеты, изготовленные ими, значительно сокращали время, необходимое для успешного усвоения программного материала и способствовали выработке прочных практических навыков.
На кафедре был оборудован класс объективного машинного контроля, помогал быстро и беспристрастно проверять и оценивать знания и навыки курсантов, не только со стороны преподавателей, но и ими самими.
Я уже отмечал, что в машине управления доступность к приборам затруднена, и показывать курсанту прием работы на гироскопе или аппаратуре навигации со стороны преподавателя или инструктора крайне сложно. Мы пошли по пути создания настенных тренажеров гирокомпасов 1Г25, обеспечив эти учебные места Памятками-Инструкциями по работе на приборе по определению азимута продольной оси машины. Таких тренажеров на кафедре было 8 штук. На кафедре в 3-х классах были оборудованы неподвижные «сварные» башни командирских машин с размещением в них приборов разведки, навигационной аппаратуры, связи.
Приборы для использования в качестве тренажеров мы брали из машин, прошедших большие комплексные испытания, полученных централизованно через ГРАУ (главное ракетно-артиллерийское управление) по заявкам училища, реализовать которые часто помогал лично начальник управления военно-учебными заведениями РВиА генерал-майор артиллерии Ивасик А. Н.
На протяжении многих лет на инспекторских проверках кафедра отмечалась в числе лучших.
Кафедрой-труженницей назвал это небольшое, но важное подразделение в училище генерал-майор артиллерии Ивасик А. Н., возглавлявший комиссию, которая проверяла всестороннюю проверку работы училища в марте 1977 года.
Созданная учебно-материальная база являлась одной из лучших в училище.
В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.1978 г. за успешное освоение новой техники полковник Захаров П. А. был награжден орденом «Красная Звезда».
Среди первых, освоивших машины управления и их боевое использование, были преподаватели: Клапатый М. П., Суховерхов Н. И., Мойсенко Н. А., прапорщики: Варавва В. С., Безбабий Е. П., Васин В. В.
Вопросу подготовки прапорщиков-инструкторов на кафедре уделялось серьезное внимание.
Мы видели в инструкторе настоящего помощника преподавателя. На полевых занятиях для проведения занятия с использованием машин управления привлекались два преподавателя и 2 прапорщика-инструктора. Таким образом, выходило, что прапорщики-инструктора автономно выполняли теже функции, что и преподаватель. Значит, и знать, и уметь прапорщик на данном занятии должен также как и преподаватель. Наши помощники Варавва В. В., Безбабий Е. П. (оба покойные), прапорщик Васин В. В. были хорошо подготовленными специалистами, дисциплинированными, требовательными инструкторами.
На кафедре была решена задача успешного обучения курсантов практической, самостоятельной работе на аппаратуре машиной управления. Подтверждением этого является результат инспекторской комиссии, проводимой в 1982 году инспекцией Генерального штаба.
Кафедру проверял генерал-майор артиллерии Бойцов, в состав комиссии входили два полковника (заместители начальников кафедр военной топографии и артиллерийской разведки Коломенского и Хмельницкого артиллерийских училищ). Их фамилий, к сожалению, я не помню.
По решению комиссии для проверки назначались курсантские взвода (3 курс). Проверка проводилась в два приема:
1 прием – письменная работа в классе, в учебном центре – 2 часа. Решение задач.
2 прием – практическая работа по привязке элементов боевого порядка с использованием машин управления.
Для проверки умения работать на аппаратуре машин управления проводилось построение взвода. Комиссия лично назначала курсантов на должности номеров расчета машины. (Список взвода представлялся комиссии). Таким образом, в машине управления оставались только курсанты и механик-водитель. Преподаватели, инструктора в машины не допускались. Мы высказывали просьбу генералу Бойцову разрешить преподавателю, инструктору быть в машине. Получили отказ в просьбе.
Машины управления следовали на начальную точку. Расчеты ориентировали машину, то есть гироскопическим способом определяли дирекционный угол продольной оси машины, готовили навигационную аппаратуру к работе.
По готовности машины следовали на позицию (рубеж) привязываемых элементов. Выйдя на рубеж (точку) командир расчета представлял генералу Бойцову карточку привязки, сообщая координаты привязываемой точки.
Генерал Бойцов сравнивал координаты, полученные от различных расчетов, и оценивал работу расчетов. Эти экзамены прошли успешно. Все курсанты справились с задачами, поставленными комиссией. Поломок аппаратуры машин управления не было.
Ассистенты генерал-майора Бойцова – заместители начальников кафедр военной топографии и артиллерийской разведки Хмельницкого и Коломенского училищ, откровенно и с белой завистью заявляли, что наши бы курсанты с такими задачами не справились бы.
Я привел это для подтверждения того, что в Сумском высшем артиллерийском командном дважды Краснознаменном училище вопросам практического обучения, привития курсантам большого опыта практической работы на технике, приборахуделялось большое внимание.
Проработал я в училище начальником кафедры военной топографии и артиллерийской разведки до 31 декабря 1985 года. 31 декабря 1985 года меня проводили на пенсию. До сих пор мне приятно вспоминать свою службу – работу под началом начальников училища: генерал-майора артиллерии Виноградова А. Я. (8.03.1917 – 8.06.2003). Алексей Яковлевич был требовательным, доступным, заботливым начальником. Руководил он училищем до лета 1973 года.
Виноградова А. Я. сменил на этом посту Морозов Анатолий Петрович – генерал-лейтенант артиллерии. Это был очень трудоспособный, строгий, грамотный человек. 14 лет руководил училищем Морозов А. П.
Непосредственными моими начальниками были при генерале Виноградове А. Я. – полковник Оганесян Эдуард Павлович (3.07.1923 – 30.11.1999 г.) – начальник учебного отдела.
Полковник Оганесян Э. П. глубоко знал учебный процесс, программу обучения. Умело руководил работой кафедр и офицеров учебного отдела, пользовался уважением и заслуженным авторитетом у личного состава училища.
В 1978 году его на этом посту заменил полковник Барсагян Норик Михайлович. Очень рассудительный, грамотный офицер, способный организовать свой труд и работу учебного отдела, кафедр, в строгом соответствии с учебным планом.
Мне счастливо повезло, что я служил и работал под началом таких уважаемых людей как генералы Виноградов А. Я., Морозов А. П., полковники Оганесян Э. П., Барсагян Н. М.
Мне очень приятно вспоминать о совместной работе на кафедре с такими людьми как полковники: Клапатый М. П., Приходько А. И., подполковники Мойсенко Н. А., Суховерхов Н. И., Смоленский Ю. Л., прапорщики Васин В. В., Безбабий Е. П., Варавва В. С., Проценко В. Н.
Полковник Тимченко В. И. – начал службу на кафедре лейтенантом – начальником лаборатории, закончил службу полковником – заместителем начальника кафедры.
Коллектив кафедры всегда отличался сплоченностью, взаимным уважением, дружбой. Мы и сейчас продолжаем ежегодно встречаться 19 ноября – этот день отмечается как «День кафедры».

Полковник Захаров П. А. – начальник кафедры, ныне генерал-майор Захаров П. А.
Г. Сумы
11.01.2010 года.

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 04.02.2010 в 19:23.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
17 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 04.02.2010, 13:05   #3
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Воспоминания выпускника Сумского Краснознаменного артиллерийского училища имени М. В. Фрунзе 1952 года выпуска, участника Великой Отечественной войны подполковника в отставке Половьян Бориса Игнатьевича.

Родился в 1930 году в селе Селище, Носовского района, Черниговской области.
В 1949 году окончил 10 классов и был направлен Носовским райвоенкоматом для учебы в Сумское артиллерийское училище.
Начальником училища в то время был генерал Великолепов Н. Н.. Начальником политотдела был полковник Горбенко, начальником учебного отдела полковник Лампель.
Командиром дивизиона был полковник Александров, командиром батареи капитан Шульга, командиром взвода ст. л-т Федоров.
Организационная структура батареи была такова: взводы 1, 2, 3 по годам обучения и взвод ускоренной подготовки из числа Харьковского и Киевского подготовительных училищ. В каждом взводе были командиры взводов
На 1-й курс назначили зам. командира взвода и командиров отделений из числа старших курсов, для выполнения повседневного распорядка дня: отбой, подъем, физзарядка, утренний осмотр и другие мероприятия.
Занятия по учебному процессу проводились раздельно. Мне нравился повседневный распорядок дня. Каждый взвод имел класс для самоподготовки, в столовой стол на 4 человека обслуживали официантки.
Клуб – кинофильмы, спортзал, библиотека, баня. В выходные дни организовывались спортивные соревнования, зимой лыжный кросс на 10-20 км. Одним словом, мы все время были заняты.
В нашем взводе было 25 курсантов различного возраста: 1928 г. – 4, 1929 г. – 11, 1930 г. - 9, 1931 г. – 1.
Были родом из областей: Черниговской, Винницкой, Донецкой, Львовской, Киевской, Черновицкой, Сумской. Конфликтов между курсантами не было, и дисциплина была высокая. В увольнение 1 курс почти не ходил, но в праздничные дни организовывались танцы, из города приглашали девушек.
Летом на месяц выезжали в Чугуевские летние лагеря для проведения артиллерийских стрельб. Быт был хорошо организован.
В училище были спецклассы:
Артстрельбы – полковник Калнаруллэ Эдмунд Фомич;
Тактики – полковник Бегильдиев;
Материальной части – полковник Шубин;
Инженерной подготовки – полковник Марышев;
Марксистко-ленинской подготовки, разведки, связи, автоподготовки.
Все выпускники получали любительские права по вождению автомобиля.
На территории училища был тир для стрельбы из карабина и автомата, подсобное хозяйство.
В 1952 году я был принят кандидатом в члены КПСС.
После окончания училища проходил службу в Прибалтийском военном округе, в 29 истрибительно-противотанковом полку. Львовские курсы политсостава, Северный военный округ – г. Мурманск, Печенга. Встретил выпускников 1957 года Касьяненко В. П., Клочко О. И., были хорошие офицеры и хорошо отзывались об училище.
В 1963 году по замене прибыл в Киевский военный округ, через 5 лет по замене был направлен в ГСВГ.
В 1973 году по замене в КВО, через 21 год службы прибыл в г. Сумы на должность заместителя командира 1-го дивизиона курсантов, выпускного курса, которые находились в том же помещении, что и я когда учился в 1949-1952 годах.
Организационная структура изменилась за эти годы многократно, но все мне было знакомо.
Встретил и бывшего преподавателя и ныне здравствующего, тогда капитана Соломко Г. И., ныне полковника.
Начальник училища был полковник Морозов А. П., начальник политотдела полковник Кривошеин В. Е., начальник учебного отдела полковник Оганесян Э. П., начальник тыла полковник Кущенко А. М.
Помнится, полковник Морозов А. П., представляя меня офицерам училища такими словами: «На должность заместителя командира 1-го дивизиона по политчасти назначен майор Половьян Б. И. с очень хорошими анкетными данными». По образованию – Сумское артиллерийское училище, Львовское политучилище, Мурманский университет марксизма-ленинизма, Петрозаводский Государственный Университет.
Проходил службу на должностях: командир взвода – старший офицер батареи, зам. командира батареи, секретарь партбюро дивизиона, пропагандист артполка, заместитель по политчасти начальника складов боеприпасов ГСВГ.
За время службы в училище я уважительно относился ко всем командирам, преподавателям, курсантам.
Выпускники 1974 года были уже хорошо подготовлены, чтобы закончить учебный процесс.
Командный состав дивизиона:
Командир дивизиона – полковник Кубрак П. А.
Зам. командира по политчасти подполковник Половьян Б. И.
Секретарь комитета ВЛКСМ дивизиона ст. лейтенант Завальный В. А.
Командиры батарей: ст. лейтенант Петренко В. Н, капитан Чубис В. Ф., капитан Коваленко Н. Ф.
Командиры взводов: лейтенанты Пильтяй В. Ф., Сухарев А. С., Ластвка В. И., Рыбальченко А. Г, Иноземцев Ю. Н., ст. лейтенант Льдов О. Б, лейтенант Матеко П. В.
Служили примером знания специальности морально-психологического, учебно-воспитательного процесса курсантов.
Все курсанты 1974 года выпуска успешно выдержали государственные экзамены, многие возвратились на преподавательскую работу в училище: полковники Смирнов А. В., Шаповалов А. А., Беляев Н. И., Чувашов Н. В., подполковники Опара Г. А., Масленников В. Л., Бочарник А. П., Казаков В. Н., Филиппенко Ю. Г., Шпортео А. А., Кищук А. И., Шевченоко Ю. К., Древаль А. Н., Колтуков Ю. Ф. и другие.
Стали генералами: Верховод В. В., Федотов Н. Н., Татаренко В. Т.
Вот уже прошло 36 лет, а коллектив 1974 года выпуска поддерживает связь между собой, благодаря активной работе полковника Чувашова В. Н, и майора Курилова Н. П.
Хорошо помню набор курсантов 1974 года. План набора был 400 курсантов, но дней через 10 поступила директива увеличить набор до 450 человек.
Командование училища, дивизиона, дополнительными мероприятиями вызывали не прошедших конкурс на повторную сдачу, и план был выполнен, но набор был сравнительно слабый, о чем знали мы командиры, преподавательский состав.
В 1976 году в июле месяце по достижению предельного возраста на военной службе был уволен в запас с выслугой 31 год. После увольнения в запас работал на различных должностях: начальником штаба ГО при Сумском ТТС, инженером по технике безопасности, в областном и городском обществе любителей книги.
В общей сложности проработал 23 года.
В настоящее время ежегодно бываю в расположении училища, встречаюсь с выпускниками, преподавателями. Лицеисты в настоящее время живут и учатся, где учился я., выпускники 1974, 1978 года выпуска.
Мой внук Половьян Дмитрий Сергеевич с 2004 по 2006 год проходил подготовку офиеров запаса на военной кафедре при Сумском государственном университете.
Подполковник в отставке Половьян Б. И.
28 января 2010 года.

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 18.08.2012 в 16:11.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
12 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 04.02.2010, 13:06   #4
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Воспоминания полковника Коковин Б. Ф.
Крылатые ракеты в Сумском артиллерийском училище.

В 1953 году, из чувства солидарности к другу, после окончания первого курса Ленинградской лесотехнической академии, я поступил в Ленинградское артиллерийское техническое училище. Через год был переведен в Ленинградское высшее инженерное артиллерийское училище на второй курс, которое и закончил в 1958 году, защитив диплом инженера-механика по ремонту и эксплуатации зенитного артиллерийского вооружения.
В том же году обучался на курсах в Московской артиллерийской академии имени Дзержинского по зенитному ракетному комплексу. По окончании курсов был направлен для прохождения службы в ЛВО в учебный полк Ленинградской артиллерийской академии на должность начальника отделения батареи ЗУР по сборке и заправке зенитных ракет. Однако большую часть времени проводил в академии и в поле, обучая слушателей академии по развертыванию зенитных радиолокационных станций и их работе.
В 1960 году открылась в академии новая кафедра, кафедра крылатых ракет, которую возглавил кандидат технических наук полковник Шкитов В. П.. Я был переведен на эту кафедру в качестве старшего инженера лаборатории. Главной моей задачей было обеспечение учебно-наглядными пособиями теоретических занятий, так как кроме ракеты морского варианта на межцеховой тележке никаких других пособий не было.
В марте 1962 года приказом Командующего РВ и А я был назначен преподавателем на 4-й цикл Сумского артиллерийского технического училища, где начальником был полковник Канищев В. И. На цикле изучались баллистические и крылатые ракеты. Преподавателями были: п/п-к Сенотрусов С. А., п/п-к Коганов А. С., м-р Володченко В. Н., мл. л-т Ершов Ю. и другие.
Однако занятия мне пришлось проводить на цикле № 6 по ремонту наземного оборудования КР. С июля 1962 года был переведен на цикл № 7 технического обслуживания крылатых и баллистических ракет. Циклом руководил п/п-к Шахов В. Г., преподавателями были: м-р Сердитов А. М., к-н Лисин В. М., ст. л-т Петроченков В. А. Я проводил занятия с 2-мя взводами крылатчиков по боевой службе. Взвода входили в состав 8-й батареи, которой командовал капитан Руденко И. З., командирами взводов были: ст. л-т Ефремов Ю. В. и Медведев Ю.
Отправляя взвод на занятия, Ефремов подавал команду: «Шагом марш» и добавлял: «Разрешаю, но без ШУМА строевые песни петь!» Шутник.
По программе обучения крылатчиков предусматривалось проведения полевых занятий по тактике совместно с боевой службой.
От цикла № 2 тактики занятия проводил - участник боевых действий в период Великой Отечественной войны м-р Гришин В. Т.. Курсанты уважительно относились к ветерану. Они любили Всеволода Тимофеевича за его спокойный уравновешенный характер, интересное проведение занятий. И отцовское отношение к курсантам.
После отработки тактических задач взвод поступал в моё распоряжение для проведения занятия по боевой службе. Пусковая установка с заряженной в неё ракетой выходила на стартовою позицию, где проводилась предстартовая проверка всех систем ракеты, наведение ракеты на цель и горячая гонка маршевого двигателя.
Зимой 1963 года во время таких занятий произошел курьезный случай. При выборе стартовой позиции командир взвода, руководствовался инструкцией, в которой сказано, что площадка для СП не должна иметь уклон более 5 градусов. Зима, глубокие снега. Уклон площадки определялся на глаз. Каких-либо приборов или устройств (кренометров) для измерения крена на пусковой установке не предусматривалось. Действие происходило ночью.
На поляне выбрали площадку, расчистили снег. ПУ вышла на точку. Расчет приступил к боевой работе. Нажатием кнопки оператор производит горизонтирование ПУ. При этом электропривод выпускает четыре домкрата и происходит автоматическое горизонтирование.
Вдруг отключился электропривод.. Выясняем причину. Оказалось, что два из четырех электродвигателей сгорели.
Начальник училища генерал Ивасик А. Н. назначил расследование причин выхода из строя ПУ, которое проводил начальник ремонтных мастерских училища.
Вывод: электродвигатели сгорели по причине перегрузки, так как уклон площадки оказался 6 градусов.
Пока устанавливали степень вины руководителя занятия капитана Коковина Б. Ф., в училище пришла телеграмма, в которой указывалось, что в электрической схеме электропривода домкратов ПУ первой серии (это была ПУ № 1) допущена ошибка и, что в училище с завода изготовителя направлена бригада для доработки и ремонта электропривода.
В 1964 году ГРАУ обеспечило Сумское артиллерийское училище комплектом техники для КР. Были получены: всё оборудование для технической позиции, транспортировочный контейнер для ракеты, пусковая установка взамен устаревшей и изношенной, машина проверки ракеты на ТП.
Появилась возможность проводить практические занятия с полным циклом, от получения ракеты на складе до старта с огневой позиции: - транспортировочный контейнер с ракетой – проверка на технической позиции всех агрегатов ракеты – горячая гонка маршевого двигателя – перегрузка ракеты с технологической тележки в пусковую установку – марш на стартовую позицию – проверка на стартовой позиции – запуск маршевого двигателя.
К этому времени цикл № 7 был ликвидирован и нас перевели на цикл № 3, которым командовал п/п-к Лисовенко И. Н. (цикл боевой службы ОТР – оперативно-тактических ракет).
По окончании строительства высотного учебного корпуса был образован цикл № 5 ракетного вооружения, который размещался в высотном здании. Цикл возглавлял полковник Канищев В. И. Его заместителем был п/п-к Коганов А. С. Преподавателями были: п/п-к Сенотрусов С. А., м-р Володченко В. Н., м-р Колесников Е. Т., м-р Кривошеев М. Д., м-р Руденко И. А, к-н Петроченков В. А., к-н Коковин Б. Ф. и другие.
С целью повышения устойчивости практических навыков, получаемых курсантами – крылатчиками в полевых условиях на цикле был смонтирован на шасси автомобиля Зил-157 с кузовом КУНГ тренажер, имитирующий ПУ КР. В тренажере были использованы некондиционные заводские блоки автоматического контроля агрегатов и узлов ракеты на СП. Разработанная и внедренная в тренажер электрическая схема позволяла имитировать сигнал готовности автопилота, станции «Берег», радиовысотомера, а часовой механизм выполнял временной график проверки борта ракеты.
Принципиальная электрическая схема тренажера была разработана преподавателем капитаном Коковиным Б. Ф., распайку схемы выполнила служащая СА Григорьева Л. Г., смонтировали тренажер прапорщики Бедный В. А. и Клещ Д. И.
Тренажер в полевых условиях перемещался вслед за ПУ, поэтому на СП могли одновременно тренироваться два боевых расчета по проверке и наведению КР.
В мае месяце 1964 года проводились очередные полевые занятия в лесу в районе сёл Иволжено-Стецковка. На занятия прибыл начальник училища генерал Ивасик А. Н.. День был солнечный, тёплый. Кругом свежая зелень. Генералу поставили стул под сенью деревьев. Он сел и наблюдал за действиями боевых расчетов.
Тема занятия – проверка и заправка ракеты с горячей гонкой двигателя. Борт ракеты подключен с помощью кабеля к машине контроля. Успешно завершилась проверка автопилота, станции «Берег», радиовысотомера.
Майор Володченко В. Н., руководивший занятиями, даёт команду на заправку ракеты топливом. С подъехавшего заправщика отбирают ведро керосина Т-1 и проверяют его качество с помощью лакмусовой бумажки. Всё нормально. Заправщик заливает в бак ракеты керосин Т-1. Всё готово для испытания двигателя.
Запускают двигатель. При переходе на «Проверочный режим» обороты увеличиваются, из сопла истекает мощная струя продуктов горения. Происходит погасание пламени и вновь вспышка. Начинается вибрация ракеты с технологической тележкой, на которой она закреплена. Вибрация настолько сильная, что ощущается дрожание земли. Майор Володченко останавливает двигатель, опасаясь, что он может разрушиться.
Генерал Ивасик А. Н., бросив на ходу: «Разобраться и доложить», сел в машину и уехал.
Причина оказалась банальной. Служба ГСМ училища, получив из Харькова авиационный керосин, залила его в цистерну, в которой была вода и грязь. Пока керосин забирали сверху, он был чистым. В этот раз привезли остатки. В результате из ракеты слили восемь ведер воды. Фильтры забиты ржавчиной. Значит, топливо поступало в камеру сгорания с перебоями и с определенной порцией воды. Отсюда срыв пламени при горении и, как следствие, вибрация двигателя.
В лето того же 1964 года произошёл ещё один неприятный случай.
На контроль практических занятий в полевых условиях прибыл начальник учебного отдела полковник Оганесян Э. П.. Занятия на стартовой позиции проводил капитан Коковин Б. Ф.
Пусковая установка заняла СП. По команде «К бою» расчет стал выполнять обязанности согласно номерам. Оператор подключил выносной пульт управления и расположил его в окопе. Затем сел в кабину на место оператора и приступил к предстартовой проверке ракеты. Механик-водитель опустил щит защиты лобового стекла от газов при вылете ракеты из контейнера и ушел в укрытие. На пульте оператора загорались лампочки транспарантов «АП готов», «Берег готов», «РВ готов». Автоматически поднялся контейнер с ракетой на угол старта. Поступила команда в «укрытие». Оператор, запускает маршевый двигатель, который выходит на режимы «Малый газ», «Проверочный режим», «Полный газ». Пусковая установка медленно начинает двигаться к лесу. Тяга маршевого двигателя в режиме «Полный газ» достигает 2,5 тонн. Это чревато тем, что кабель выносного пульта может попасть под колёса машины и может произойти отрыв кабеля и маршевый двигатель ракеты становится не управляемым. Нажатием кнопки «Аварийный стоп» можно остановить МД, но тогда двигатель может быть выведен из строя. Останавливали МД путём перевода с режима ПГ, в режим ПР, МГ, стоп и двигатель останавливается. ПУ прекращает движение.
Нужно отметить, что полковник Оганесян Э. П. не повышая голоса, без каких-либо панических ноток, дал указание спокойно разобраться в причинах и доложить. Сам отошел в сторону и стал курить.
Разборка показала, что механик-водитель ПУ старшина Шибаев Б. М. забыл набросить скобу на педаль ножного тормоза шасси. Торможение осуществлялось лишь ручным тормозом
В 1966 году в училище остался один выпускной взвод крылатчиков.
В марте месяце взвод отправили на стажировку в отдельный дивизион крылатых ракет, расквартированный в г. Кременчуге. Руководителем стажировки назначили капитана Коковина Б. Ф.
Мы прибыли в Кременчуг. Нас встретили командир дивизиона п/п-к Фролов и главный инженер дивизиона капитан Водолазский В. П. и «порадовали» тем, что дивизион убывает на полигон в Капустин Яр на учения с боевой стрельбой. Что делать? Я, как руководитель стажировки, доложил в училище ситуацию и получил указание следовать вместе с дивизионом и курсантами в Купустин Яр.
Уникальный случай, когда стажирующиеся получали возможность участвовать в подготовке техники к перевозке и выгрузке техники, в учениях с боевым пуском ракет и марше дивизиона на 250 км.
По прибытии на полигон все включились в работу. Тренировали расчеты, наводчиков, операторов. Меня попросил командир дивизиона тренировать наводчиков батареи. Курсанты приняли участие в тренировках расчетов в течение десяти дней и постоянно были с солдатами и сержантами подразделений.
По соседству проходили испытания КР морского варианта группой офицеров ГРАУ. Наши курсанты неоднократно наблюдали за пуском ракет.
Однажды меня вызвал к себе начальник 71 площадки полковник Вознюк и предъявил претензии к дисциплине курсантов, сказав, что они едва не подожгли казарму. Он пообещал об этом сообщить в училище.
Что же в действительности произошло?
Крылатая ракета при пуске вылетает из контейнера ПУ под действием порохового стартового двигателя с работающим маршевым. В момент вылета из контейнера у ракеты раскрывается крыло, а пороховой стартовый ускоритель на некотором расстоянии от точки старта отстреливается и падает на землю. За этот период из сопел порохового ускорителя вылетает большое количество кусочков пороха.
Курсанты эти кусочки собирали. Из картона мастерили «баллистическую ракету» и набивали её порохом. Уходили в степь на некоторое расстояние от 71 площадки и запускали самоделку, поджигая порох.
Первый же пуск оказался неудачным. «Ракета» не полетела вверх, а, отклонившись, упала на крышу казармы. Курсанты мгновенно поднялись на крышу и сбросили её на землю, зарыв в яму, погасили пламя.
В это время на полигоне присутствовал Командующий РВ и А СА Маршал артиллерии Казаков К. П.
Через посыльного меня вызвали к маршалу. Я готовился к разносу. Доложив о своём прибытии, слушаю вопрос маршала; «Капитан, у нас в дивизионе Фролова некомплект офицеров. Смогут ли ваши курсанты-выпускники заменить их на время учений с боевыми пусками КР». Отвечаю: «Подготовка курсантов хорошая. Думаю, что с задачами справятся».
Так и получилось. Были выбраны наиболее грамотные и дисциплинированные курсанты и назначены на офицерские и сержантские должности.
Все курсанты участвовали в учениях, в 250 км марше дивизиона и в пуске ракет.
По окончании учений маршал Казаков К. П. поблагодарил курсантов за хорошую работу. А об инциденте с картонной ракетой никто и не вспомнил.

С июля 1968 года Сумское артиллерийское училище стало высшим военным учебным заведением, готовящим командиров артиллеристов с инженерным образованием. Поэтому в программу обучения были включены инженерно-технические дисциплины.
На 5-й кафедре к таким дисциплинам можно отнести гидравлику, термодинамику и внутреннюю баллистику, и другие дисциплины.
В 1970 году, после возвращения с Алжира, где я был в командировке, меня назначили для дальнейшего прохождения службы на 5-ю кафедру преподавателем.
Моим старшим преподавателем был полковник Сенотрусов С. А. Об этом высокообразованном учителе необходимо сказать особо. Это был грамотный инженер, педагог от бога, первоклассный методист, умный воспитатель.
С большим вниманием и спокойствием курсанты слушали его лекции по термодинамике и внутренней баллистике. Он умел изложить доступным языком сложнейшие термодинамические процессы, поясняя физику этих процессов и их практический смысл. Под его руководством я прошел школу педагогического и методического мастерства. В последующем я не только проводил практические занятия по гидравлике и термодинамике с внутренней баллистикой, но и читал лекции по этим предметам.
С целью глубины понимания законов и закономерностей гидродинамики и их использования на практике, на кафедре была оборудована лаборатория гидравлики и гидравлических машин, которая оказалась единственной среди артиллерийских училищ, такого же профиля. Лаборатория размещалась на первом этаже левого крыла главного здания училища.
Для проведения лабораторных работ с курсантами в ней были смонтированы:
- установка, в которую входили гидравлические сопротивления различных типов, труба Вентури-расходомер, пьезометрические датчики для определения величины гидростатического давления, трубка Пито – измеритель гидродинамического давления;
- установка для определения коэффициентов сопротивлений при истечении жидкости через отверстия и насадки;
- стенд испытания гидроподъёмников;
- демонстрационная установка принципа работы противооткатных устройств, выполненная из оргстекла.
Учащиеся выполняли лабораторные работы по исследованию потерь энергии жидкости на гидросопротивлениях, при истечении жидкости через различные отверстия, а также исследования скоростных характеристик гидроподъёмников.
Эти практические занятия способствовали более глубокому пониманию принципа устройства и работы гидроприводов боевых машин, гидроподъёмников, тормозов, насосов различных типов и т.п.
После опубликования моей статьи «Лаборатория гидравлики» в журнале «Техника и вооружение» в 1972 году училище посещали представители других артиллерийских училищ, с целью обмена опытом.


Полковник Коковин Б. Ф.
Г. Сумы.
31 января 2010 года.

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 04.02.2010 в 19:24.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
13 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 05.02.2010, 22:24   #5
Штукун Юрий
КМБ
 
Аватар для Штукун Юрий
 
Регистрация: 21.04.2008
Адрес: Днепропетровск
Год выпуска: 1965
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 14 раз(а) в 1 сообщении
Загрузки: 3
Закачек: 0
По умолчанию

Судьба свела нас, выпускников 1965 года, в карантине училища в июле 1962 года. Приехало нас человек 600-700 с желанием стать военными. Первое же разочарование ожидало прямо на пороге карантина. Оказалось, что армия – это не только бесплатный проезд на экзамены и кормежка за казенный кошт, но и ограничение личной свободы :войти в карантин просто, а выйти назад…
А когда ещё и после первых экзаменов стало ясно, что нужен ещё и определенный уровень знаний, многие приуныли и решили искать другие пути в жизни. Вот так и осталось нас человек двести пятьдесят тех, кто соответствовал меркам СКАТУ.
Мандатная комиссия окончательно отбор утвердила, и 4 августа 1962 года мы одели военную форму. Конечно, приодели нас в то, что осталось от прежнего выпуска, и старшина не больно нашей экипировкой озабочивался. «Товарищ старшина, брюки велики! – Постираешь – сядут! Товарищ старшина, гимнастерка мала! Постираешь – вытянется!!!» Но всё же помылись, переоделись - и к зеркалу, на себя посмотреть Мы стали 813 взводом .И пошли военные деньки…
На нашу долю выпало строительство стадиона внизу, у речки. Твердокаменная земля, кирки, лопаты, носилки, и объём работ – от колышка до колышка, К обеду рук не чуяли, но – старались вовсю. Проглотив обед и едва перекурив, отправлялись на строевую подготовку. И тут выяснялось, что походка, которой пользовался 18 лет, никуда не годится, а ходить надо вот так: делай – раз, делай – два! И вот тут впервые в нашей жизни появляется майор Руденко Иван Зиновьевич, наш комбат. Подтянутый, стройный, способный и четко показать, как нужно делать это самое «делай - раз», и мягко, не обижая, попарить наши ошибки. В общем, очаровал он нас сразу и бесповоротно. И отношение это мы сохраняли на всём протяжении службы с ним, а светлые воспоминания остались на всю жизнь у всех.
Начиналась наша армейская жизнь тяжело: жесткий распорядок, большие физические нагрузки, полная ограниченность свободы – всё это так влияло на нас, что и матери родные не узнали бы. За первый месяц весь «гражданский» жирок спал. Прически – под ноль, впалые щеки и торчащие уши – вот и весь портрет. Есть хотелось постоянно, хотя кормили вполне нормально, для желающих на кухне всегда специально оставлялась добавка, там же у окна раздачи на столе лежал хлеб – бери не хочу. Через месяца полтора –два всё это проходило и вспоминалось, как какой-то курьёз
В общем, ждали мы прихода 1 сентября с большим нетерпением. Хотелось узнать, что же такое изучают для того, чтобы быть военным специалистом, с какой техникой нам предстоит дальше встречаться. За несколько дней до этой даты нас переодели в первосрочное обмундирование, выдали парадную форму, а комбат Руденко И ,З. научил ходить строевым шагом так, что мы уже вполне могли проходить торжественным маршем мимо трибуны с училищным начальством.
И вот пришло долгожданное 1 сентября 1962 года! За день до этого был зачитан приказ о нашем зачислении в СКАТУ, с этого дня пошли наши армейские 25 лет. Учебу в училище можно было сравнить с учебой в техникуме, совмещенной с военной службой. Термин «студент» к нам было совершенно неприменимо: до минуты выверенный распорядок, не оставлявший ни малейшей щели для безделья, требовательность преподавателей и – наше желание эти требования выполнить. В общем, пофилонить не получалось. А после того как мы приняли присягу и получили возможность ходить в городское увольнение, неуспевать стало вообще невыгодно: отхвативший двойку лишался увольнения до её пересдачи, а пересдача - процесс небыстрый и трудозатратный. С другой стороны, сам процесс обучения был организован так, что неуспевать мог только , мягко говоря, «умственноотсталый», а кому ж хотелось выставлять себя в такой ипостаси? Время для самоподготовки представлялось, эффективность его использования контролировалась, книгами, тетрадями нас обеспечивали, бытовые проблемы вообще для нас не существовали: накормят, оденут, помоют. Учись только!
А как хотелось, чтобы дни бежали ещё быстрее! Ведь впереди Октябрские праздники, а это значит – принятие присяги, участие в праздничном параде, и главное – первое увольнение в город, в парадной форме, с увольнительной запиской!
Однако ощутить свою принадлежность к армии нам пришлось раньше. Однажды в выходной день был организован выход всего училища на концерт, который на городском стадионе давали какие-то заезжие звезды. И вдруг в разгар концерта по громкоговорителю объявление: «Училище, тревога!!!».Вылетели мы со стадиона, строились уже в движении, и на всех парусах повзводно - в училище. Бежим и на ходу обсуждаем: что же это может быть? В мире было тревожно, Берлинская стена ещё не затвердела, можно было ждать чего угодно.
К счастью, событие произошло не мирового масштаба, но коснулось и училища, и нашей батареи. В Шебелинке на газовой скважине вспыхнул пожар, требовалась срочная помощь в людях, и наши старшекурсники тут же убыли к месту пожара. Нас, «доприсяжников», конечно, не пустили, старшие справились без нас. А нам стало ясно, что в таких случаях, когда срочно требуются люди, основная надежда – на нас. Городские власти обращались к нам за помощью и в других случаях. Несколько раз курсанты выезжали на городскую станцию переливания крови для экстренного оказания помощи. Иногда выездной пункт приема крови приезжал к нам . И среди значков солдатской доблести (разряды, Отличник Советской Армии, военно-спортивный комплекс) почти у всех красовалась маленькая «Капля крови». Мы – участвовали в жизни города!
Заботу, которую город проявлял о нас, воспринимали, как должное. А ведь в автобусах мы ездили бесплатно! Ни один рейс автобуса от центра до училища в дни нашего увольнения не был отменен. Водители набирали столько курсантов, что автобусу впору было стать шарообразным, и никогда никто не ворчал. А когда приходил пора отпусков и всё училище разъезжалось по домам, никогда не возникали опасения, что не хватит билетов или не будет поезда. Возможно, добавлялись вагоны, автобусы, но все уезжали своевременно! Конечно, без вмешательства властей такое вряд ли было бы возможно.
Не успели пережить пожар в Шебелинке, как вдруг отзывают из отпуска офицеров, прекращают увольнение в город, все приходят в напряжение: грянул Карибский кризис! Конечно, мы вряд ли могли повлиять на его течение, но чувствовали себя в готовности выполнять любой приказ: ведь мы уже военные!
А учеба шла своим чередом. Где-то в начале декабря 1962 года мы впервые увидали свою технику «вживую». Раньше наш третий курс изучал матчасть больше по плакатам, второму курсу уже кое-что подвезли. Видимо, мы, первокурсники, стали свидетелями поступления в училище первого изделия (чуть не написал «ракеты»), и мы принимали самое активное участие в перегрузке его с транспортно-заряжающей машины в пусковую. Наша основная роль сводилась к вращению рукояток домкратов и лебедки. Свой «первый блин» мы лепили весь световой день, кое-как перетянули «изделие», так и не выяснив причину, почему нас постигла неудача. В дальнейшем эту задачу курсантский расчет выполнял на «отлично» минут за сорок, расчеты в войсках умудрялись выполнить вдвое быстрее.
К тому времен, когда наш взвод приступил к изучению своей матчасти, учебные классы были укомпленктованы полностью всем, что для этого требовалось: были не только действующие машины боевого комплекса, но и в классах были смонтированы действующие стенды и пульты, взаимодействовавшие с «изделием», все схемы , пояснявшие как работу отдельных узлов, так и всей системы в комплексе с источником питания (энергомашиной) , проверочной машиной или пусковой установкой. Любой узел можно было найти в разрезе, а в литературе найти описание его работы. Всё это богатство было собрано самими преподавателями вместе с лаборантами – старшинами.
И тут следует вспомнить преподавателей, собравшим и оживившим это «железо». Для нас, крылатчиков, основные дисциплины были - устройство узлв, агрегатов и всего изделия, что мы осваивали под руководством майора Володченко, И бортовая система управления, её устройство и проверка, что изучалось на цикл, где основной фигурой был преподаватель майор Руденко Иван Васильевич.
Обычно мы не знали имени-отчества своих офицеров. Но Руденко Ивана Васильевича мы просто должны были называть именно полным титулом, чтобы никто не смог спутать его с нашим комбатом, майором Руденко Иваном Зиновьевичем. Эти два человека заслуживают, с моей точки зрения, отдельного воспоминания. Оба они оставили в нашей памяти глубочайший след. След, написанный разными средствами.
Комбата Руденко И.З. мы боготворили. Выдержка, такт, уважительное отношение к нам , без малейшего заигрывания или, наоборот, угнетения – всё это делало его эталоном военного начальника для нас. А в придачу на торжественных прохождениях чаще всего впереди знамени шел тот, кого считали лучшим строевиком училища – наш комбат! Было отчего нос задирать!
Преподаватель майор Руденко И,В,. вёл наш основной предмет по специальности, вот ему и досталась роль главного нашего «обучателя». Под его руководством мы изучали не только электроцепи с моторами, концевиками , контактами и лампочками, но и радиосхемы, где надо было пояснить, как и почему эта схема работает. Нам казалось это и ненужным, и бесполезным. Он же настойчиво вбивал нам в головы эти принципы, ставил двойки, требовал безукоризненного знания, притом без использования каких-либо источников, исключительно по памяти. Всё это вызывало глухой протест со стороны курсантов, и в конечно итоге, взаимонепонимание.
Но по прошествии многих лет, неоднократно возвращаясь к воспоминаниям о Руденко И,В., должен отметить: в излагаемом им материале мы не замечали ни одного прокола или неувязки. Если что-то нам было неясно, а он не мог объяснить сразу же, он говорил без всяких ужимок: «Посмотрю в литературе». На следующем уроке всё прояснялось. А ведь для него наша крылатая техника была такая же новинка, как и для нас, и трудно представить себе, сколько ему требовалось времени, чтобы разобраться во всём, изучить так, чтобы и 24 «умника» (то есть мы) не могли задолбать «умными вопросами». Он был влюблен в своё дело, и хотел, наверное, чтобы в его предмете мы были такими же доками. И своего он – добился! Эти чертовы схемы мы изучили настолько, что могли скуки ради, в порядке общения, анализировать: а как поведет себя схема при выходе со строя этого узла? А если пробьёт вот тот конденсатор?
При изучении электросхемы ПУ, а конкретно схемы её горизонтирования, он привел нам пример, как в результате попадания одного домкрата в яму и несрабатывания концевика. привод не остановился и сгорел, а чтобы такого не было, в схеме предусмотрено то-то и то-то, а вам «умники», положено знать то-то и то-то. И мы учили, и – знали! Эта занудливость привела к тому, что мы не только знали его схемы, но научились читать и анализировать и схемы, и процессы, А эти способности - это уже на всю жизнь и в любых условиях.
И я спокойно ставлю рядом двоих офицеров, двоих майоров Руденко, и мысленно говорю: « Спасибо вам, обоим! Вы оба, каждый по-своему, делали нас настоящими военными, настоящими специалистами! Разными путями, но одну задачу решали вы, и решили – успешно».

Последний раз редактировалось Штукун Юрий; 08.02.2010 в 20:47.
Штукун Юрий вне форума   Ответить с цитированием
14 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 11.02.2010, 11:51   #6
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Продолжение воспоминаний Юрия Александровича Штукун.
СПАСИБО!

Первые месяцы в училище нашему взводу было сложно и потому, что были мы почему-то без командира взвода. Конечно, без присмотра не оставались, офицеры других взводов и комбат Руденко И.З. нам уделяли внимание, но…И вот где-то в ноябре прошел слух: «Будет у вас командиром капитан Ляхов». Старшекурсники тут же стали нам выражать сочувствие: всё, конец вам, снимет шкуры и живьём съест! И рассказывали, где они с ним встречались. Содержание тех страшилок давно забылось, а настороженность пропала буквально за неделю. Спокойный, выдержанный, тактичный, без малейших каннибалистских наклонностей. Очень скоро сложились прекрасные служебные отношения. И когда в силу служебной необходимости капитана Ляхова Бориса Матеевича перевели в другое подразделение, мы все были очень огорчены.
Дальнейшая служба прошла при командире взвода лейтенанте Головине Павле Николаевиче. Тремя годами раньше он закончил наше же училище, педагогический опыт был ещё небогатый, да и небольшая разница в возрасте приводила иногда к мелким недоразумениям, но, в общем, это никак не портило взаимоотношения.
Куда хуже было «контачить» со старшим лейтенантом Ефремовым, командиром наших третьекурсников. Никто никогда не смог бы упрекнуть Ефремова в отступлении от требований устава! Но вот когда он проводил проверку готовности к городскому увольнению, половина желающих получить увольнительную так и оставалась в казарме. Доходило до того, что, узнав, что увольнять будет Ефремов, курсанты отказывались от увольнительной. Всё у него было по уставу, но всё это делалось как-то так демонстративно, подчеркнуто, вызывало чувство унижения. Он постоянно «подавлял бунт на корабле» в своём подчиненном взводе, всё время чувствовались напряженные отношения. В своей правоте он всегда был абсолютно уверен. Наши командиры никогда не посвящали нас во взаимоотношения в офицерской среде, но каким-то образом мы знали, что коллеги его не одобряют.
Видимо, чувствовалось использование им устава не для поддержания порядка или законности, а для морального угнетения подчиненных, без чего он жить, видимо, не мог. Таким он был все три года нашей совместной с ним службы.
Прекрасные воспоминания о себе оставил командир нашего младшего взвода старший лейтенант Медведев. Был он под стать нашему Комбату.
А служба шла своим чередом и требовала полного подчинения себе. Однажды в субботу последние часы занятий проводились в инженерном городке. Отрабатывали установку противотанковых мин. Погода была явно осенняя, сеяла мелкая морось, а нам следовало по-пластунски проползти к указанному рубежу и выполнить установку мин. Мокро, грязно, а нам через пару часов – в увольнение. Ну так же не хочется ползать, тем более что шинели новенькие, только-только полученные… Преподаватель подполковник (не вспомню фамилию) командует: «Вперед!». Пробуем упросить. А он отвечает: «Высохнет – следа не останется!». И ведь точно! Почистились, отряхнули, и стала шинелька не хуже, чем была! Вот там, наверное, и рождалась любовь к своей шинели, своей форме. Никто и никогда из нас не брал в отпуск или в увольнение чужую форму, в противоположность тому, что пришлось видеть потом в войсках. (Вот с хлястиками творилось всякое, но это уже другая тема).
Преподавательский коллектив был очень сильный, способный обучить и тех, у кого по какой-то причине школьная подготовка хромала. Как иллюстрацию хочу привести такой пример. Вместе с нами в училище поступал Вася Плыско. С математикой на экзамене что-то у него не сладилось, но, тем не менее, к мандатной комиссии он был допущен. На короткий вопрос генерала Ивасика: «Офицером быть хочешь?» последовал такой же короткий ответ «Да!». И зачислили Васю в наш 813 взвод. Первый год учеба давалась ему очень тяжело, всё больше с троечками. На втором курсе, когда пошли специальные предметы, дела, пошли намного лучше. А к выпуску стало ясно, что если Вася пересдаст одну троечку по артматериаловедению, которая могла пойти в диплом, то у него есть шанс получить диплом с отличием. Плыско и пересдал. И госэкзамены сдал на отлично. А в дальнейшем дослужился до должности начальника РАВ дивизии в Дальневосточном округе. В этом – заслуга преподавателей, обучавших, но никогда не «тянувших за уши». Это наши преподаватели Бочкарева Людмила Александровна (математика), Иляшенко Любовь Алексеевна (сопромат), подполковник Соломко Г. И. и подполковник Бессмертный И. А. (топография), подполковник Куно В. Н. и старший лейтенант Галицков В. А. (автотракторная подготовка), майор Руденко И.В.(система управления), майор Володченко В. Н. (наземное оборудование), капитан Коковин Б. Ф.(огневая/боевая служба), капитан Яцкевич (физподготовка), подполковник Коренев (тактика). Всем им большое спасибо!
Видимо, наш курс крылатчиков был первым, который уже обучался по полной программе. Поступило оборудование, отработана методика. Преподаватели имели возможность объяснять на конкретном образце, конкретной схеме. А на циклах постоянно проводилась работа по наращиванию и совершенствованию материальной базы. Мне пришлось принимать участие во внедрении некоторых рацпредложений.
Например, цикл топографии разместился в большом, но пустом классе. Как-то на занятии подполковник Соломко Г. И. завел разговор о необходимости создать наглядности для усовершенствования обучения. Первой работой стало панно, по которому перемещалось солнце – от восхода до заката.
Затем последовала разработка карты звездного неба со всеми основными созвездиями и Полярной звездой из лампочек. «Небо» вращалось, давая возможность в классе отрабатывать некоторые темы, связанные с небесными светилами. Эту работу мы с курсантом Биленко В. выполнили в конце первого курса, апрель- июнь 1963 года.
Почти в то же время началась работа по изготовлению стола-полигона, где с помощью лампочек на макете местности высвечивались различные геодезические задачи. Начинал работу курсант Шумило с 9 батареи, а на заключительном этапе подключились мы с Биленко В.
Самой значительной, по моему мнению, была сборка макета топопривязчика ТМГ в том же классе. К этой работе нас со старшим сержантом Лазебным В. привлек подполковник Бессмертный И. А.. Первоначально планировалось из поступивших блоков создать учебное место, где можно было бы показать устройство топопривязчика и внешний вид блоков. Блоки были все как новенькие, но на каждом из них стоял большой черный трафарет «БРАК». В процессе сборки мы стали обнаруживать «признаки жизни» у этого брака. Хуже всего было с гироскопом, который не держал вакуум. Порядком повозившись, довели этот параметр до полного соответствия нормам. Подключили привод вместо колеса – и поехали по учебной карте! Всё работало, как на боевом образце, и позволяло решать все вопросы по изучению правил эксплуатации и обслуживания.
Пришлось мне принимать участие и в рационализаторской работе на цикле автотракторной подготовки под руководством подполковника Куно В. Н.. В то время в нашу жизнь начал входить термин «программируемое обучение». В соответствии с этим и была начата работа по созданию обучающих машин по правилам дорожного движения, - по проезду перекрестков. Таких машин было создано две, одна из них в моём сопровождении была представлена на окружную выставку рацработ в Белой Церкви, куда наше училище представило шесть или семь экспонатов. Все экспонаты были действующие и качественно исполненные. Командующий округом лично осматривал экспонаты, их действие и применение, мы были поощрены и морально, и материально.
За активное участие в рацработе я заработал суток двадцать отпуска, но не использовал и дня. А с материальным поощрением было лучше. Правда, всё, что накопилось за три года участия, было выплачено одним разом, при выпуске. И набежало, чуть ли не два лейтенантских оклада!
Но это была лишь маленькая частичка той учебно-материальной базы, которая помогала постигать тонкости нашей профессии, и создавалась она руками преподавателей, лаборантов, служащих.
Поступила и необходимая для обучения техника. Выезжая в лагеря, мы работали на всех машинах, входивших в комплекс, и на практике осваивали то, чему учили нас в классах майор Руденко ИВ и майор Володченко В. Н.. Здесь было владение капитана Коковина Б. Ф. (огневая/боевая служба). Я упоминал, что первую перегрузку ракеты мы еле-еле выполнили за день. А к концу обучения курсантские расчеты вполне укладывались в нормативы. Однако эти занятия требовали полного сосредоточения, собранности, внимания. Тяжелее всего приходилось пятому номеру расчета – электрику. И команд, которые он выполнял сам или участвовал, было больше всего, и ошибка в последовательности выполнения могла сорвать работу. И к тому же электроприводы для нас были роскошью. Крутили всё в основном вручную. Видимо, для экономии ресурса и лучшего физического развития.
Несколько раз отрабатывали тему с гонкой двигателя. На это захватывающее зрелище часто приезжал кто-нибудь посмотреть. Но следует отметить, что на стартовую позицию никто из них не входил, видимо, так было заведено. Если высокое начальство приезжало, руководитель занятия капитан Коковин Б. Ф. встречал их и докладывал далеко за пределами позиции, а начальство маленькое и так вело себя скромно. За всё время обучения на огневой службе ни разу не возникла нештатная ситуация, не произошло ничего, что как-то врезалось бы в память. Обыкновенная отлаженная и хорошо организованная работа. Такая, какой она и должна быть.

Окончание.
Училище жило своей размеренной жизнью, а вокруг происходили события, которые могли во многом влиять и на нас.
Стали портиться советско-китайские отношения. Всё чаще упоминались «китайские ревизионисты». Мы тогда ещё и подумать не могли, что через 5-6 лет многим из нас придется долгие годы прослужить вплотную к этим «ревизионистам», строить военные городки, парки, склады, полигоны…
Убили Кеннеди. Ну, убили и убили. Для нас он был президент недружественной страны, и занимало нас, как и всех в то время – кто? Вопрос «почему» возник намного позже.
Сместили Хрущева. Событие поразило неожиданностью, и не более. Преподаватели общественных наук что-то говорили о волюнтаризме, о возможном обострении обстановки в государстве, но воспринималось это нами как что-то отдаленное, к нам отношения не имеющее. «Кукурузный перегиб» нас в общем не коснулся, перебоев в беспечении хлебом не было. Зато отпала необходимость «конспектировать» пространные речи.
Наиболее яркое событие того периода – участие нашего училища в параде, посвященном 20-летию победы над фашистской Германией, 9 мая 1965 года в Киеве. Узнали мы об этом месяца за полтора. И буквально с первого же дня началась интенсивная подготовка к параду. Строевой подготовке отводилась любая свободная минута, которую выкраивали в плотном распорядке дня: отпали утренние тренажи, уборки территории, уплотнили слегка самоподготовку. Правда, занятия по основным дисциплинам нигде и никак не урезались даже для нас, третьекурсников: парад – это важно, но выпуск – вот он, на носу!
Усиленная строевая подготовка для нас была не в новость: ежегодно на 1 мая и на 7 ноября училище принимало участие в городской демонстрации.. Это было не так уж сложно: проходили в составе своих батарей, парадные « коробки» были компактные, по десять человек в шеренге. Парад в Киеве предполагал общеучилищную «коробку», по 25 человек в шеренге, а это было намного сложнее. Потому и пришлось в том году нам хорошо потопать.
После Первомайского парада в городе погрузились мы в вагоны – и поехали шлифовать строевую подготовку для прохождения по Крещатику. Распорядок дня ещё больше уплотнился: до завтрака – строевая, потом 4 часа занятий по основным предметам в классах ( привезли всю необходимую литературу, приехали и некоторые наши преподаватели), после обеда строевая снова, ночью – сколачивание «коробки» на каком-то аэродроме, а потом - и на Крещатике.
И вот наступил день Парада. Задолго до начала мы уже были на исходном положении. Торжественное построение, доклад, поздравление Командующего округом, и – «К торжественному маршу!!!»
Движение строевым шагом мы начали почти от нынешнего Майдана, мимо правительственных трибун и дальше по Крещатику. Казалось бы, после трибун можно ногу ослабить, но стоявшие на тротуарах киевляне аплодировали, засыпали нас цветами, приветствовали. И мы старались блеснуть выучкой!
Вот так под аплодисменты и цветы прошла наша коробка по Крещатику, бульвару Шевченко до самой площади Победы. По прибытию в казармы (где-то в районе Пересечения) торжественный обед, построение, на котором была объявлена благодарность всем участникам Парада от Командующего округом, и – по вагонам! Не сбылись надежды на увольнение по случаю праздника, не удалось нашим курсантам-киевлянам даже домой заскочить…А наутро – мы уже дома, в Сумах, и пошла прежняя жизнь, в которой для нашего курса оставалось главным – госэкзамены.

Пройдены уже все темы. Повторяем, подучиваем пропущенное или непонятое, шлифуем. Тот же плотный, жесткий распорядок не даёт расслабиться ни на минуту. После самоподготовки идем в спортгородок, тоже нужно отработать экзаменационные упражнения, довольно сложные. То, что мы освоили в училище по физподготовке, поражало солдат и на стажировке, и долго поддерживало нашу физическую форму.
За пару недель до экзаменов мы в последний раз выехали в лагеря. Старшим выезда на этот раз был подполковник Корнев, глубоко уважаемый нами преподаватель тактики, фронтовик, человек с большим жизненным опытом. Занимались мы, конечно, тактикой, в перерывах с большим вниманием слушали воспоминания подполковника Коренева или дополнения к материалу. А в общем, наверное, командование училища просто давало нам небольшую передышку перед главным событием нашего обучения.
И наконец - госэкзамены! До этого мы десятки раз сдавали различные зачеты, контрольно-проверочные, экзамены. Главное отличие от них - наши ответы оценивали теперь посторонние для нас начальники, да ещё понимание, что это - в последний раз. Конечно, и напряжение, и волнения были, но и было уже отработано умение владеть собой. И были знания. По итогам госэкзаменов в 1965 году фамилии семи курсантов нашего взвода были занесены на Доску почета училища.
В тот год приказ о присвоении лейтенантских званий задержался на три или четыре дня.Наверное, это были самые длинные, тягостные дни и для нас, и для командования. Завершилась вроде бы жизнь курсантская, не надо спешить в классы, в спортгородок. Не отправишь и на уборку территории, потому что пользы мало. Чем загрузить тех, кто три года ни на минуту не был без нагрузки - неизвестно. В общем, какие-то распоряжения отдавались, мы делали вид, что их выполняем, так и скоротали эти необычные дни.
И вот - торжественное построение, зачитка приказа, вручение диплома, нагрудного знака и погон, прощание со знаменем, торжественный обед и - возможность провести последнюю ночь в своей казарме и в своём кругу. Назавтра, собрав всё своё "приданное" (форма парадная, форма повседневная, форма полевая и т.д.), покидаем училище. У каждого начался свой срок офицерской службы. Армейская судьба раскидала кого куда, потерялись связи. На встречу выпускников в 2009 году приехало восемь человек, разысканых усилиями бывшего курсанта нашего взвода, а ныне полковника в отставке Чаленко Виктора Ивановича.

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 10.03.2010 в 17:21.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
9 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 17.02.2010, 16:08   #7
Половьян Дмитрий
Гость
 
Аватар для Половьян Дмитрий
 
Сообщений: n/a
Загрузки:
Закачек:
По умолчанию

Воспоминания выпускника Сумского Краснознаменного артиллерийского училища имени М. В. Фрунзе 1952 года выпуска, участника Великой Отечественной войны подполковника в отставке Половьян Бориса Игнатьевича

Большое спасибо за Вашу работу. Хотел внести, с Вашего позволения некоторые корректировки:

1. Родился в 1930 году в селе Семище, Носовского района, Черниговской области.
На самом деле село называется Селище, возможно, просто опечатка

2. Мой внук Половьян Дмитрий Сергеевич в 2007 году окончил военный дважды орденов Красного Знамени институт ракетных войск и артиллерии имени Б. Хмельницкого

Я с 2004 по 2006 год проходил подготовку офиеров запаса, окончил с званием мл. лейтенант. Ззаканчивал Сум ГУ. Так будет точнее.

Еще раз спасибо.

Последний раз редактировалось Половьян Дмитрий; 17.02.2010 в 16:16.
  Ответить с цитированием
8 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 17.02.2010, 16:20   #8
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Дмитрий! Поправки в воспоминания дедушки внёс. Благодарю!
На 23 февраля дедушке вручат полковничьи погоны.

22 февраля в научном центре полковник Половьян Борис Игнатьевич у развернутого Знмени училища.

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 22.02.2010 в 18:00.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
4 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Старый 27.02.2010, 15:49   #9
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Пост № 6 - окончание воспоминаний выпускника училища 1965 года Юрия Александровича Штукун.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Старый 10.03.2010, 17:26   #10
Курилов Николай
Архивариус СВАКДКУ
 
Аватар для Курилов Николай
 
Регистрация: 10.01.2008
Адрес: Сумы
Год выпуска: 1974
Сообщений: 16,420
Сказал(а) спасибо: 10,039
Поблагодарили 24,081 раз(а) в 10,421 сообщениях
Загрузки: 65
Закачек: 83

Награды пользователя:
Победитель конкурса Орден Славы Форума Просветитель СВАКДКУ За заслуги перед форумом СВАКДКУ I-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ II-й степени За заслуги перед форумом СВАКДКУ III-й степени Хранитель Памяти Лучший автор СВАКДКУ 
Всего наград: 8

По умолчанию

Сегодня записывал воспоминания зам. начальника училища по тылу (1964-1967)п-ка Кшнякина Семена Георгиевича. В ходе беседы выяснилось, что он был в составе парадной коробки училища, на параде 9 мая 1965 года. Смотрите фото пост № 6. Всего на параде было 5 офицеров, включая начальника училища генерала Виноградова А. Я.
Кстати, парад Победы не проводился 20 лет! Это был первый парад после 1945 года.
Училище наградили памятной медалью.


Некоторые фотогграфии в будущую книгу,
Пост № 115.
http://svaku.ru/forum/showthread.php?p=26028#post26028

Последний раз редактировалось Курилов Николай; 13.04.2010 в 14:32.
Курилов Николай вне форума   Ответить с цитированием
4 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Виктор Чаленко (16.03.2010), Ипполит (10.03.2010), Сергей Авербух (02.04.2010), Халов Андрей (16.12.2010)
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 15:54. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc.
Международное Объединительное Движение выпускников Сумского артиллерийского училища

Ассоциация выпускников Тбилисского артиллерийского командного краснознаменного ордена красной звезды училища имени 26 Бакинских комиссаров  КВАКУ - Коломенское Высшее Артиллерийское Командное Училище        207 МСД - Форум Общественная организация ветеранов ВРТУ-ВВКУРЭ Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!